На возможность переправы через водную преграду вброд указывают такие приметы: уширение реки на прямом участке, пологие берега, дороги, сходящиеся у реки и продолжающиеся на противоположном берегу, желтоватый цвет воды. Прежде чем начать переправу, нужно тщательно разведать брод — глубину реки, твердость дна и пути съезда и выезда. Определяя глубину, следует учитывать и степень погружения колес в дно.
На обычных легковых автомобилях можно преодолевать брод глубиной до 40 см. Как правило, брод должен иметь глубину не более радиуса колеса автомобиля. При большей глубине вода попадает на двигатель автомобиля.
Чтобы уменьшить возможность попадания воды на двигатель, надо снять ремень вентилятора, закрыть жалюзи радиатора, замотать промасленной тряпкой свечи, генератор и прерыватель-распределитель.
При преодолении даже неглубоких бродов вода может проникнуть не только в тормозные барабаны, но и в картеры ведущих мостов. Это объясняется тем, что разогретые при движении по грунту агрегаты при погружении в воду охлаждаются, давление внутри картеров падает и вследствие образовавшегося вакуума вода поступает через вентиляционные сапуны и сальники. Поэтому перед бродом целесообразно дать агрегатам автомобиля остыть.
Погружение выхлопного отверстия глушителя на небольшую глубину не влияет на нормальную работу двигателя, но затрудняет его запуск при остановке на броде. Если двигатель остановился, а выхлопная труба погружена глубоко, запускать двигатель категорически воспрещается.
Преодоление брода, глубина которого больше допустимой для данного автомобиля, связано с более тщательной подготовкой.
Необходимо:
- обеспечить водонепроницаемость лючка, через который наблюдают за метками на маховике при установке зажигания, и сетчатого люка картера сцепления;
- изоляционной лентой загерметизировать стартер;
- замазкой (пластилином) и изолентой загерметизировать щель между крышкой и корпусом прерывателя-распределителя, загерметизировать отверстия в корпусе прерывателя-распределителя;
- заглушить сапун двигателя.
Спускаться к броду следует при малых оборотах вала двигателя, на первой передаче. В воду следует въезжать медленно, не забрызгивая облицовки и переднего стекла кузова.
Как только передние колеса войдут в воду, надо увеличить число оборотов вала двигателя до средних и преодолевать брод, не снижая скорости. При выезде с брода скорость постепенно наращивается, чтобы обеспечить автомобилю достаточную инерцию для преодоления влажной береговой полосы.
После преодоления брода автомобиль должен быть разгерметизирован и просушен. Воду, попавшую под резиновые коврики кузова, следует тщательно удалить, просушить пол и только после этого положить коврики.
При переправе вода попадает между тормозными колодками и барабанами. Это снижает эффективность торможения. Чтобы скорее просушить тормоза, нужно сразу после переправы несколько раз слегка притормозить автомобиль. Не следует забывать надеть или натянуть ремень вентилятора.