Прежде чем начать движение, необходимо убедиться, что это не создаст угрозы для других транспортных средств и пешеходов, и пропустить движущийся сзади транспорт. Если движение начинается с обочины дороги или от бровки тротуара, необходимо посмотреть в зеркала заднего вида, и если дорога свободна и Вы никому не помешаете, подать сигнал начала движения — зажечь левый сигнал поворота или вытянуть в сторону левую руку, либо открыть левую дверь кабины.
При трогании автомобиля с места нужно:
- выключить сцепление, нажав до отказа на педаль сцепления;
- включить первую передачу;
- отпустить рычаг ручного управления тормозом (при трогании на горизонтальном участке);
- постепенно отпуская педаль, плавно включить сцепление, увеличивая при этом обороты вала двигателя нажатием на педаль акселератора. Согласованное действие обеими педалями обеспечивает плавность трогания автомобиля с места.
Первая передача может включиться не сразу, особенно, если масло в коробке передач немного застыло. В этом случае следует поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение, включить сцепление и немного прибавить обороты двигателя, затем, уменьшив обороты, снова выключить сцепление и включить первую передачу.
Движение на первой передаче не требует значительной мощности от двигателя и, соответственно, больших оборотов. Для перехода с первой передачи на вторую также не требуется большого разгона автомобиля. Поэтому не следует увеличением оборотов двигателя добиваться большой скорости движения на первой передаче, а, проехав несколько метров, можно сразу включать вторую передачу.
Переключение передач в любых случаях должно производиться без излишней нервозности, но достаточно энергично с тем, чтобы автомобиль не потерял инерции движения. Включив очередную передачу, следует так же, как и в начале движения, плавно отпускать педаль сцепления и одновременно увеличивать обороты вала двигателя.
Переход со второй на третью и с третьей на четвертую передачи после соответствующего разгона автомобиля не представляет особой сложности, но движение на высших передачах требует от шофера усиленного внимания.
Начинающему водителю не следует стремиться к езде на больших скоростях. Лучше сосредоточить внимание на освоении приемов переключения передач, трогания с места, торможения, управления автомобилем при движении на 2-й и 3-й передаче. Появление уверенности в управлении автомобилем, отсутствие скованности и напряжения при этом — верные признаки готовности шофера к езде на высших передачах. Большие скорости применимы на ровной, сухой дороге без крутых поворотов,с пологими спусками и подъемами и при отсутствии других помех движению.