Замедлить движение и остановить автомобиль можно различными способами, в зависимости от дорожной ситуации и погодных условий.
Для преднамеренной остановки автомобиля, то есть остановки его на заранее намеченном месте, необходимо:
а) заблаговременно снизить скорость движения автомобиля, полностью отпустив педаль газа;
б) подъезжая к месту остановки, выключить сцепление и перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение;
в) плавно нажимать на педаль управления тормозами колес до полной остановки автомобиля;
г) затормозить автомобиль ручным тормозом и отпустить педаль тормозов.
Для быстрой остановки автомобиля (экстренное торможение) надо:
а) отпустить педаль дросселя, перенеся правую ногу на педаль управления тормозами колес;
б) одновременным энергичным нажимом на педаль сцепления и на педаль управления тормозами колес разобщить двигатель от силовой передачи и остановить автомобиль.
Быстрая остановка автомобиля, не оборудованного специальными системами курсовой устойчивости при скорости движения более 50 км/ч, как правило, приводит к заносу (“юзу”) автомобиля, особенно на скользкой дороге.
Чтобы предотвратить занос, торможение необходимо осуществлять следующим методом: перенести левую ногу на педаль управления тормозами и, плавно нажимая на нее, одновременно регулировать правой ногой подачу топлива. Изменяя интенсивность нажатия на эти педали, водитель предотвращает занос автомобиля.
По всех случаях торможения, когда не угрожает опасность наезда и столкновения, надо нажимать на педаль управления тормозами плавно, но с достаточным усилием. Чрезмерно резкое и сильное нажатие на педаль помимо заноса автомобиля может вызвать разрыв магистралей тормозной системы или подворачивание манжет тормозных цилиндров в гидравлической тормозной системе.
Остановка автомобиля на горизонтальном участке обычно завершается затормаживанием его ручным тормозом. При остановке на спуске или подъеме, кроме этого, нужно подложить под колеса автомобиля специальные колодки или большие камни и включить после остановки двигателя одну из пониженных передач, а также вывернуть передние колеса в сторону обочины.
Во всех случаях стоящий автомобиль не должен препятствовать проезду объезжающего и встречного транспорта.