Неисправности, возникающие в системе зажигания, могут вызвать затрудненный пуск двигателя, перебои в работе цилиндров, снижение мощности и экономичности двигателя. Затрудненный пуск двигателя вызывается следующими неисправностями: разряжена аккумуляторная батарея, сильно окислены выводы батареи и наконечников проводов; оборваны провода в цепи низкого напряжения и непрочно закреплены наконечники проводов; нарушен контакт в выключателе зажигания; перегорел дополнительный резистор в первичной цепи катушки зажигания; замаслились, сильно окислились и подгорели контакты прерывателя; произошел пробой изоляции вторичной обмотки катушки зажигания, пробой изоляции обкладок конденсатора; образовались трещины в роторе и крышке распределителя; отложился нагар на изоляторах и электродах свечей.
Окисленные выводы аккумуляторной батареи и наконечники проводов зачищают абразивной бумагой. При обрыве провода в цепи низкого напряжения, непрочном креплении наконечников проводов, нарушении контакта в выключателе зажигания и перегорании дополнительного резистора в первичной цепи катушки зажигания не включается цепь низкого напряжения, из-за чего не происходит отклонение стрелки амперметра на разряд во время вращения коленчатого вала стартером.
При проверке системы зажигания между проводами, отключенными от свечей зажигания, и корпусом автомобиля на расстоянии 6—7 мм не создается искра высокого напряжения. Исправность цепи низкого напряжения проверяют контрольной лампой. Для этого один провод от лампы соединяют с корпусом автомобиля, а свободным концом другого провода поочередно касаются зажимов цепи. Если цепь исправна, то при включенном выключателе зажигания, лампа, подключенная к зажиму прерывателя, будет гореть при разомкнутых контактах прерывателя.
При обрыве цепи резистора двигатель будет пускаться стартером, а затем прекратит работу после выключения стартера. Концы оборванного провода зачищают, прочно соединяют их и пропаивают. Затем изолируют место соединения. Подтягивают соединения наконечников проводов. Неисправные катушки и выключатель зажигания заменяют.
Масло и грязь с поверхности контактов прерывателя удаляют, протирая их замшей или плотной тканью, смоченной бензином. Затем контакты продувают сжатым воздухом, что необходимо для испарения бензина Окисленные и подгоревшие контакты зачищают абразивной пластинкой, надфилем или стеклянной бумагой зернистостью 140—170.
При пробое изоляции вторичной обмотки катушки зажигания снижается напряжение, подводимое к свечам зажигания. Пробой изоляции обмотки возникает при перегреве, а также при длительной работе катушки. Чтобы избежать перегрева катушки, нельзя оставлять па длительное время включенное зажигание при неработающем двигателе.
При пробое изоляции обкладок конденсатора уменьшается его емкость, а поэтому между контактами прерывателя возникает сильное искрение, что и является причиной резкого уменьшения высокого напряжения. Для проверки конденсатора, а также катушки зажигания извлекают высоковольтный привод из центрального ввода крышки распределителя и подводят его наконечник к корпусу двигателя на расстоянии б—7 мм. Затем снимают крышку распределителя, включают зажигание и вращают пусковой рукояткой коленчатый вал двигателя, что необходимо для периодического размыкания и замыкания контактов прерывателя. Можно не вращать коленчатый вал, но тогда для размыкания и замыкания контактов прерывателя следует быстро поворачивать ротор распределителя в обе стороны на угол, пропускаемый вырезами в поводковой пластине кулачка прерывателя.
При исправном конденсаторе и исправной катушке между контактами прерывателя возникает небольшое и нерегулярное искрение, а высокое напряжение создает искру длиной 6—7 мм при каждом размыкании контакта. При пробое изоляции обкладок конденсатора между контактами наблюдается сильное искрение, а между наконечником высоковольтного провода и корпусом двигателя создается искра с перебоями даже при зазоре меньше б мм. Неисправную катушку зажигания и конденсатор заменяют. Трещины в роторе и крышке распределителя, а также загрязнение их поверхности вызывают утечку тока высокого напряжения на корпус автомобиля. Неисправные ротор и крышку заменяют. Отложение нагара на изоляторах и электродах свечей зажигания и образование трещин в изоляторах вызывают утечку тока высокого напряжения на корпус, и поэтому не возникает искры между электродами.
Нагар с изолятора и корпуса свечи очищается на пескоструйном аппарате. При повреждении изолятора свечу заменяют. В случае уменьшения зазора между электродами они чаще замыкаются нагаром и топливом.
Перебои в работе цилиндров двигателя возникают вследствие: неисправности свечей зажигания или большого зазора между их электродами, малого и большого зазора между контактами прерывателя (при неправильной регулировке); сильного загрязнения и подгорания контактов прерывателя; нарушения контакта в креплении конденсатора, повреждения ротора и крышки распределителя, пробоя изоляции вторичной обмотки катушки зажигания и др.
Неработающая свеча менее нагрета по сравнению с работающими и, как правило, загрязнена нагаром и топливом. Неработающую свечу можно определить поочередным выниманием проводов из выводов крышки распределителя. Если отсоединить провод от неработающей свечи, то перебои в работе цилиндров останутся прежними, т. е. не будут изменяться. Зазор между электродами (в зависимости от типа двигателя) должен быть 0,5—0,9 мм. Его регулируют подгибанием бокового электрода и проверяют круглым щупом.
При малом зазоре между контактами прерывателя увеличивается искрение между ними, а при большом зазоре сокращается время замкнутого состояния контактов, что уменьшает силу тока низкого напряжения. В обоих случаях снижается высокое напряжение, а поэтому возникают перебои в создании искр между электродами свечей зажигания.
Зазор между контактами регулируют эксцентриком и проверяют плоским щупом. Сильное загрязнение и подгорание контактов прерывателя не обеспечивают надежного электрического контакта при каждом замыкании их, что вызывает перебои в индуктировании высокого напряжения во вторичной обмотке катушки. Нарушение контакта в креплении конденсатора является причиной сильного искрения между контактами прерывателя, а следовательно, и уменьшения высокого напряжения.
При повреждении ротора и крышки распределителя возникает утечка тока высокого напряжения на корпус автомобиля.