При поворотах автомобиля возникают и действуют на него центростремительная и центробежная силы. Центростремительная сила (трение между колесами и дорогой) удерживает автомобиль на повороте от бокового скольжения, а центробежная (увлекающая автомобиль от центра поворота) — наоборот, вызывает боковое скольжение (занос) и даже опрокидывание автомобиля.
Если величина центробежной силы на повороте не превышает силы трения между колесами и дорогой, то автомобиль, как говорят, не теряет поперечной устойчивости, то есть движется без заносов. Автомобиль заносит, когда центробежная сила превышает центростремительную.
Величины этих сил непостоянны и зависят от ряда факторов — скорости движения, радиуса поворота, ширины колеи, высоты центра тяжести, веса автомобиля.
Основным фактором, определяющим величину центробежной силы, является скорость движения на повороте. С увеличением скорости центробежная сила возрастает в квадрате, то есть при увеличении скорости в два раза величина центробежной силы возрастет в четыре раза.
Следовательно, повороты нужно совершать на пониженных скоростях, и чем круче поворот (меньше его радиус), тем ниже должна быть скорость. Перед крутым поворотом следует включить вторую или третью передачу и поворачивать, равномерно нажимая на педаль управления дроссельной заслонкой, без торможения на самом повороте.
Торможение на повороте на заднеприводном автомобиле, особенно при недостаточном снижении скорости, может вызвать боковой занос задних колес. Чтобы вывести автомобиль из заноса, необходимо прекратить торможение, быстро повернуть рулевое колесо в сторону заноса, а затем, как только автомобиль выровняется, плавно возвратить рулевое колесо в первоначальное положение.
При поворотах колеса автомобиля описывают дуги разного радиуса: передние колеса описывают большую дугу, чем задние.
Крутые повороты большей частью приходится делать на перекрестках улиц (дорог) или при смене ряда движения. Прежде чем начать поворачивать, нужно подать сигнал поворота.
Правый поворот зачастую выполняется от самого края обочины или вблизи кромки тротуара. Совершая его, следует помнить о низком дорожном просвете под кузовом автомобиля в зоне дверей. Если начать поворот сразу после того, как передние колеса миновали закругление тротуара на углу пересекающихся улиц, то неминуемо будет помят кузов о высокую кромку тротуара, а задние колеса наедут на тротуар. Поворачивать рулевое колесо надо лишь после того, как автомобиль серединой кузова миновал закругление тротуара.
Повороты большого радиуса, повторяющие искривление улиц и дорог, производятся, как правило, без значительного снижения скорости и не представляют сложности даже для начинающего водителя. При таких поворотах надо следить лишь за тем, чтобы не выехать из своего ряда движения.
Выезд из своего ряда движения, возможен при совершении так называемого двойного поворота. Особенность трассы этого поворота в том, что направление движения изменяется дважды. Двойной поворот производится при обгоне транспорта, объезде препятствий. Каждый двойной поворот обязательно предупреждается подачей сигнала поворота сначала в направлении первого виража, а затем второго.
Не следует забывать, что правилами движения в определенных случаях запрещены обгоны, повороты направо, повороты налево и развороты. Намечая тот или иной маневр, нужно помнить о правилах движения.