Признаками основных неисправностей двигателя являются: падение мощности, повышенный расход масла, дымный выпуск; снижение давления конца сжатия (компрессии), стуки в двигателе. Мощность двигателя снижается, а расход бензина увеличивается при: неисправности систем питания и зажигания, накоплении нагара на стенках камеры сгорания, наличии накипи и грязи в системе охлаждения, неправильной регулировке газораспределительного механизма, недостаточной компрессии в цилиндрах двигателя, пропуска воздуха через уплотнения впускной системы.
Повышенный расход масла (угар) и дымный выпуск наблюдаются при износе и поломке поршневых колец, потере ими упругости, изнашивании канавок для поршневых колец, износе и повреждении гильз цилиндров, подсосе масла через зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками, нарушения уплотнений коленчатого вала и неисправности системы вентиляции картера. Дымность выпуска в основном зависит от технического состояния топливной аппаратуры.
Давление в конце такта сжатия (компрессия) может понизиться при износе поршневых колец и гильз цилиндров, неплотном прилегании клапанов к седлам, износе направляющих втулок клапанов, ослабления затяжки, гаек крепления головки цилиндров, повреждении прокладки головки цилиндров, нарушении зазоров в клапанном механизме.
Стуки в двигателе появляются при поломке клапанных пружин и заедании клапанов, задирах на поверхностях гильз и поршней, увеличенных зазорах между стержнями клапанов и носками, коромысел, износе поршневых пальцев и отверстий для них в бобышках поршней и во втулках верхних головок шатунов, износе шатунных и коренных подшипников.
Для устранения неисправностей двигателя удаляют нагар, регулируют зазоры, а также заменяют отдельные детали. Повышенный пропуск газов поршневыми кольцами, падение давления масла в системе смазки ниже нормы, стуки в двигателе указывают на необходимость ремонта. Решение о необходимости разборки агрегата или узла должно приниматься на основе предварительного осмотра или диагностики.
Техническое состояние двигателя определяют на основе данных о пробеге с начала эксплуатации или после ремонта, информации водителя о работе двигателя, проверки герметичности соединений, дымности выпуска, стуков и шумов, устойчивости работы двигателя на разных режимах, мощностных и экономических показателей при испытании автомобиля па стенде с беговыми барабанами.
Диагностирование технического состояния двигателя включает проверку: давления в конце такта сжатия компрессором; технического состояния цилиндро-поршневой группы специальным прибором; количества газов, прорывающихся в картер, газовым счетчиком; давления масла в системе смазки по указателю; разрежения во впускном трубопроводе вакуумметром; стуков в двигателе при помощи стетоскопа.
Прослушивают двигатель при его работе на холостом ходу после прогрева до температуры 70-85 градусов.