В настоящее время нужно учитывать один момент — невозможность решить проблему сбалансированности потребительского рынка за счет населения путем безвозмездного изъятия денежных средств (независимо от формы этого изъятия). И не только потому, что жизненный уровень, соотнесенный с развитием производства и производительных сил, неоправданно низкий, а главным образом потому, что перестройка означает поворот всех решений лицом к человеку. В рамках перестройки не могут осуществляться меры, явно ухудшающие положение населения или его больших групп. Именно поэтому не имеет социально-экономического обоснования и поддержки такая мера, как денежная реформа, хотя она имеет своих приверженцев. Подобного рода государственная «интервенция» в область доходов населения приведет к преимущественно негативным последствиям социально-политического характера, ибо затронет интересы широкого круга людей, имеющих невысокие доходы.
Сегодня необходим иной комплекс неотложных мероприятий. Оп включает три направления: предложение товаров и услуг, «связывание» избыточных денег, контроль роста доходов населения. Здесь нужно выявить приоритеты, более точно определить, что является основным, а что — второстепенным.
Коротко коснемся проблемы малообеспеченности. По расчетам Госкомстата и Госкомтруда, численность населения, находящегося ниже прожиточного минимума, составляет 41 млп. чел. Эта цифра легко может быть изменена, если передвинуть границу. Главное — это состав малообеспеченных. Оттого, каков состав, зависит и система неотложных мер.
Госкомстат, как и 15 лет тому назад, считает, что основная причина бедности — это многодетность. По расчетам Госкомстата, многодетных среди малообеспеченных половина, а пенсионеров — лишь пятая часть (8 млн. чел.). Между тем известно, что 35 млн. пенсионеров имеют пенсию ниже 80 руб.
Многодетные же семьи сосредоточены прежде всего в республиках Средней Азии, Казахстане, Азербайджане. Уровень средних доходов там ниже общесоюзного. Так, в Таджикистане 60% населения имеет доход ниже общесоюзного минимума, средний доход там составляет около 80 руб. В Узбекистане половина населения находится на уровне ниже общесоюзного прожиточного минимума, а в Азербайджане, Киргизии, Туркмении таких семей одна треть.
Поэтому, рассматривая структуру малообеспеченности и решая вопрос о мерах по ликвидации бедности, надо серьезно учитывать рыночный аспект. Если, как и 10—15 лет назад, будем ориентироваться на многодетность, то окажемся вынужденными за счет союзных ресурсов существенно повысить средний уровень доходов республик с высокими показателями рождаемости. Такой шаг уже был сделан в середине 70-х годов. Но и тогда проблема малообеспеченности фактически решена не была, однако возникла новая — низкое материальное положение стариков. Не стоит повторять сделанных ошибок. Мгновенный вывод выигрыша и дающие слоты каждому в
буй казино .