Арад, расположенный на пути к Мертвому морю, тем не менее на туристической карте Израиля практически не представлен. Большинство туристов, спускающихся к местам вожделенного отдыха в гостиничных комплексах у искусственного глицеринового озера, об Араде знают только то, что там живет интеллигентный левый писатель Амос Оз, что там сухой климат, посему существует несколько санаториев, ну и, наверное, то, что там большая безработица, что это далеко от всего на свете и что там жарко. Между тем с безработицей все не так мрачно: в Араде есть несколько крупных предприятий и две промзоны. В западной (у въезда в город по 31-му шоссе со стороны Тель-Арада) на месте разорившихся мелких мастерских (как раз и внесших печальный вклад в статистику безработицы) возник квартал искусств и ремесленников “Эшет Лот” (“Жена Лота”), та самая, что обратилась в соляной столб, засмотревшись на разрушение Содома и Гоморры. Нам же предлагают посмотреть произведения местных художников и посетить музей стекла, единственный в Израиле и без преувеличения уникальный, принадлежащий семье художника по стеклу Гидона Фридмана, чьи работы в этом семейном музее и демонстрируются.
Музей этот прежде всего поражает своими размерами и тем подходом к музейному делу, который в нем заведен. На огромной без преувеличения площади в продуманном беспорядке расставлены работы Гидона Фридмана последних четырех лет, правильно подсвеченные, на специальных постаментах. Так что эти стеклянные скульптуры можно трогать, обходя со всех сторон, обращая внимание на то, насколько по-разному эти удивительные произведения едва ли не в человеческий рост выглядят с “изнанки” и с “лицевой” стороны. Об особой технологии обработки стекла, разработанной Гидоном Фридманом, способах отливки и изготовления скульптор рассказывается в коротком документальном фильме. Об этом же, но уже подробнее, поведает и симпатичная экскурсовод, легко и быстро сыплющая терминами типа “фьюзинг”, “снэплинг”, “холодное стекло” и прочими. Но назвать Гидона Фридмана ремесленником-стеклодувом так же обидно, как назвать художника маляром.
Впечатление светящиеся стеклянные скульптуры Фридмана производят неизгладимое. Поэтому и создан в Араде музей его работ, в котором 65-летний художник живет последние 40 лет. Подобные скульптуры из стекла он начал делать в начале 1990-х годов, после того как побывал в Праге, где познакомился с неким мастером-стеклодувом. Вернувшись в Израиль, Фридман закончил курсы стеклодувов и принялся изобретать свои скульптуры.
Гидону удалось разработать особую методику плавки стекла и даже соединить в своих прозрачных объектах металл со стеклом, что практически никому не удается — эти материалы плавятся при разной температуре. Для него стекло — ультимативный материал, заряженный определенной энергией; материал, форма изделий из которого зависит от его внутренней структуры, прозрачности, цвета и преломления света в глубине стеклянной глыбы. И действительно, работы Гидона Фридмана поражают глубиной. И хотя толщина обычного расплавленного стекла всего 6 мм, благодаря умению мастера, ухитряющегося из одной гипсовой формы отливать совершенно разные работы при помощи минеральных пигментов и разных температур плавки, его скульптуры кажутся изготовленными не из тонкого листа, а высеченными из цельной стеклянной глыбы. Опробовать игровые автоматыбесплатно
joy-casino-onlines.com/ можно здесь.